На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ХОТИТЕ ВОСПИТАТЬ ТАЛАНТ?

   Каждая мама годовалого карапуза твердо уверена: ее ребенок гениален. Да разве заурядный малыш сможет так ловко засовывать пятку в рот, завязывать языком пустышку в узел и постоянно поминать великого композитора: «Бах! Бах!» Так почему же в десять лет мы упорно закрываем глаза на то, как талантливо он гоняет мяч, молниеносно доводит до белого каления свой карманный тетрис и элегантно проводит выгодный обмен старых комиксов на свежий номер «Плейбоя»?

«Бездарь», «лоботряс» - шипим мы в этом возрасте вместо того, чтобы по-прежнему восторгаться незаурядными способностями. Так и пропадают, зачахнув над задачками, великие спортивные таланты; так и хиреют над гаммами финансовые гении. Неталантливых детей нет - это аксиома. А сколько заурядных никчемных взрослых вырастает из них, неразбуженных, непонятых!

   Мы можем научить ребенка писать и считать, проникновенно читать стихи, плавать и играть на фортепиано. Единственное, чему нельзя научить - делать это талантливо. И наоборот: подчас талант ребенка «лежит на поверхности», только никто его не замечает, привыкли. Тем более если родители упорно хотят видеть своего малыша преуспевающим совсем в другой области.

Биографии великих людей изобилуют историями о том, как трудно, долго и мучительно, порой ценой разрыва с семьей пришлось доказывать им в юности собственное предназначение. Дотошные ученые выяснили, что частота рождения гениев и ВЫДАЮЩИХСЯ талантов составляет примерно 1 на 10 тысяч жителей, а частота реализовавших свои способности и добившихся общественного признания снижается до 1 на 10 миллионов. Иными словами, раскрывается только один гений из тысячи, а остальные становятся «благополучными» домохозяйками, скучными бухгалтерами и забюрокраченными чиновниками. Самое страшное, говорил Экзюпери, что «в каждом ребенке может быть убит Моцарт».

Насчет Моцарта конкретно, конечно, вряд ли. Потому что только очень ограниченные родители не заметят подобного ослепительного дара. Но ведь подчас талант не столь ярок и самодостаточен. Эйнштейн, например, в школьные годы был безнадежным троечником, Вагнер в школе прогуливал уроки и пререкался с учителями, Баратынский в 15 лет был исключен из пажеского корпуса за кражу, Булгаков был первым драчуном в киевской гимназии. Такие таланты требуют своего открытия, бережного воспитания, развития и поддержки.

   А зачем он, собственно, нужен этот талант, - скажут многие родители, - если ничего, кроме тяжкой и неустроенной богемной жизни, он не принесет? Вот если бы гений математики или полиглот. Тогда прямая дорога в экономический вуз, а то и в дипломаты. А наша Танюшка только цветочки рисует, да разве они ее прокормят?!

Не правы родители. Потому что умные люди еще лет пять назад сказали, что экономистов, юристов и журналистов в нашей новой России уже понаделали на пятьдесят лет вперед. А вот талантливых специалистов во многих других областях ни за какие деньги не сыщешь. Нужны сексологи и консультанты в области моды, тренеры верховой езды и садовники-декораторы, модельеры-меховщики и дизайнеры собачьих причесок, гувернантки и специалисты по компьютерной графике. А нету. Кругом одни бухгалтеры, педагоги и инженеры. Потому что лет десять назад это было очень модно и перспективно. Что же делать? Пока не поздно, отыскать «свой» талант и, не взирая на сиюминутную моду, сделать на него ставку.

Так давайте искать таланты. Во-первых, наблюдайте, изучайте, смотрите на ребенка свежим взглядом, чтобы не пропустить. Талант - это всегда формула: любит + получается. Достаточно идти за детским интересом и на него опираться. Преподавателями давно замечено, что, начиная с 14 лет, дети массово теряют интерес к учебе. В этот период юное существо настойчиво ищет свое место в жизни, и интересы его раскинуты гораздо шире школьной программы. А мы настойчиво добиваемся «приличных» оценок за год: отрываем подростка от любимого занятия, чтобы «подтянуть» математику, вызубрить историю, дополнительно порепетироваться в английском. И вот вытягиваем год без троек/четверок, а на любимый картинг, фото-кружок или подготовку к премьере в школьном театре времени уже не остается...

Не бойтесь, что талант окажется неожиданным, совсем не таким «благопристойным», как большой теннис, английский язык или живопись маслом. Родителям, которые хотят вырастить талантливого человека, нужно признать право ребенка быть самим собой, а не таким, как его хотят видеть окружающие.

   «Ну что с ней поделаешь, -- сокрушалась знакомая дама по поводу дочки, в очередной раз прильнувшей к незнакомой дворняжке на улице. - Одни собаки на уме!». Ирина послушно и примерно закончила школу, потом «подходящий для девушки» филфак. Но при этом самоотверженно делила свою комнатку с двумя «отвоеванными» у родителей эрделями, все карманные деньги тратила на «собачью» периодику, а диплом писала про Муму. И вот наконец, «благопристойный» диплом благополучно положен в ящик стола, а Ирина сегодня в свои двадцать четыре - известный специалист по стрижке и триммингу собак, чей заветный телефон обладатели местной собачьей элиты передают из рук в руки как великую ценность.

Ну, а кто из нас не восхищался изобретательностью Остапа Бендера? Но ведь «великий комбинатор» - это тоже талант. С помощью которого при благоприятном стечении обстоятельств товарищ Бендер мог стать не жуликом, а, скажем, председателем ЦБ. А ваш дворовый барон Мюнхгаузен - неисправимый фантазер, выдумщик и несносный враль - написал бы такой сценарий, что Голливуду и не снилось.

А почему мы не придаем значения, скажем, таланту доброты или дару сострадания? Невыгодно? Немодно? Невостребовано? А вы знаете, сколько всевозможных международных благотворительных фондов безуспешно ищут людей, способных постоянно, терпеливо, доброжелательно (и за хорошие деньги) работать с инвалидами? Но что это мы все о меркантильной стороне. А какими единицами можно измерить счастье, которое дается человеку чувством, что в какой-то области он - лучший?!

Единственный способ найти правильное направление «нестандартному таланту» - раскрыть перед ребенком целый спектр возможностей, не зацикливаясь на привычной оси: школьный кружок - вуз - должность. Если родители смогут сориентировать ребенка на поиск своего интереса, то появятся реальные возможности для раскрытия дремлющего таланта. Если паренек здорово сочиняет анекдоты, нет смысла напрягаться и сразу же проталкивать его в театральный вуз. Пусть сначала попишет фельетоны в детскую газетку, выступит на благотворительном концерте, примет участие в каком-нибудь «лимонадном» конкурсе. Может, он вдруг откроет в себе незаурядные способности к «смежной» профессии спортивного обозревателя, рекламного агента или телевизионного шоумэна?

   Еще один немаловажный принцип развития таланта: не пережимать. Насильно же гением не станешь. Насилуя врожденный талант форсированным принудительным обучением, вы рискуете сломать его... Мама тянет сына на экзамен в музыкальную школу. Он буквально упирается. Но нельзя же перечеркнуть три года домашнего музицирования! Мать вталкивает сына в класс, усаживает за рояль, он послушно играет одну за другой пьесы... Отличная подготовка, принят. Они идут домой молча. У самого подъезда мама не выдерживает: «Ты ничего не понимаешь! Потом «спасибо» скажешь!» Сын молчит... Теперь он взрослый человек, талантливый компьютерщик. А музыку - любую, от классической до попсовой, - воспринимает как непереносимый шум.

   Однако тут не все так однозначно. Вы замечали, как часто люди, обладающие небольшими способностями, многого добиваются, постоянно растут в своем творчестве (науке, ремесле). А те, кого природа щедро одарила способностями, прозябают и не создают ничего значительного? Судьба? Обстоятельства? Или отсутствие еще одного немаловажного фактора, от которого зависит реализация таланта, -- воли. Никто, лучше родителей, не сможет развить ее у ребенка, помочь ему справиться с собой, со своим природным отвращением к упорным занятиям. Только родители могут превратить каждое трудное преодоление в праздник: «Ты молодец! Ты справился. Значит, ты все можешь!»

Но не навязывайте постоянного контроля по примеру ежедневного «разбора полетов». Таланту нужны рамки в воспитании характера, но не оковы. Пытаясь сделать из него талантливого исполнителя (пьес, натюрмортов, годовых отчетов или хирургических операций), не губите в ребенке самого большого таланта: изобретать что-то свое, никем не осуществленное доныне. Пусть в любое дело, которым увлечен ребенок, он имеет возможность привнести что-то свое: найти оригинальное решение задачи, сочинить свою мелодию, оторвавшись от нот, разработать свой метод тренировки. Помните, нестандартное мышление - вот что отделяет просто хорошо отшлифованный Талант от настоящего Гения.

   И последнее, помогите своему талантливому ребенку... пережить успех. Не ставьте заранее целью получение почетного диплома, медали или приза и не делайте потом из этого венца всех усилий. Прежде всего научитесь сами спокойно и достойно относиться к победам: не превращайте способного ребенка в этакий экспонат в вашем семейном музее тщеславия. Не учите его идти к признанию любыми путями, меряя талант количеством наград. Возможно, таким образом вы и протолкнете своего ребенка «в люди», но навсегда лишите его обычного человеческого счастья, потому что в стремлении «на верх» нельзя остановиться.

Консультант Ольга МИХАЙЛОВА,
детский психолог

 

Картина дня

наверх