Неполные семьи сталкиваются с многочисленными трудностями.
В основном это материальные трудности, так как вместо обоих родителей семью вынуждена материально обеспечивать лишь мать. Дети особенно чувствительны к разнице в материальном достатке семьи до и после развода и достаточно тяжело переживают эту проблему, видя, как другие дети в полных семьях обеспечены лучше их. Это сказывается негативно на психике ребенка, вызывая у него чувство зависти и неполноценности.Педиатры давно заметили, что дети воспитывающиеся в неполных семьях, более часто болеют острыми и хроническими заболеваниями. В первую очередь это связано с тем, что мать вынуждена усиленно работать, заботясь о материальном положении семьи, откладывая заботу о здоровье детей на второй план. Статистика свидетельствует, что именно среди тех ,кто вырос в неполной семье часто встречается приверженность к вредным привычкам, а также высока вероятность гибели от насилия. Это связано с отсутствием контроля со стороны родителя. После развода у детей возникает неосознанный гнев на родителей, он начинают винить в разводе самих себя, у них обостряется чувство одиночества и тревоги. Все это , конечно же ведет к снижению успеваемости в школе, к проблем общения со сверстниками. Как видим многочисленные проблемы детей в неполных семьях, конечно же, требуют умелого психологического воспитания.
Психологическое воспитание детей в неполной семье в первую очередь должно быть направлено на то чтобы ребенок в такой семье не чувствовал себя нелюбимым и одиноким. Дети всегда очень отзывчивы на любовь и ласку. И одинокий родитель, воспитывающий детей всегда должен это помнить. Никакие подарки не заменят ребенку общения с матерью, ее ласки и понимания. Психологическое воспитание детей в неполной семье предусматривает также некоторые различия в воспитании детей разного пола. Так, например, мальчик, оставшись после развода с матерью, не должен чувствовать чрезмерной опеки с ее стороны, в противном случае из него вырастет мужчина, не способный принимать самостоятельные решения и очень зависимый от женщины. Девочка же оставшись без отца не должна винить отца в разводе, иначе в дальнейшем она будет недоверчиво относиться ко всем мужчинам в ее жизни. Правильному психологическому воспитанию детей в неполной семье часто мешает авторитарность родителя. Такой родитель считает правильным воспитанием жесткий контроль над поведением своего чада.
Ребенок растет запуганным, угрюмым и впоследствии у него часто возникают психологические проблемы с другими детьми в саду или в школе. Правильному психологическому воспитанию детей в неполной семье также вредит другая манера воспитания - равнодушие родителей и отсутствие контроля над детьми. Родитель пускает все на самотек, и если дети становятся неуправляемыми , всегда находит для себя оправдание. Психологическое воспитание детей в неполной семье не должно допускать формирования в характере ребенка недостатков, вызванных отсутствием одного из родителей. В ребенке прежде всего надо уважать личность .Мать , воспитывая детей , прежде всего должна завоевать авторитет у детей посредством примера своего поведения и образа жизни. Особенность психологии ребенка такова, что он неосознанно подражает как хорошему, так и плохому и всегда склонен следовать именно примерам поведения, а не нравоучениям. Именно поэтому при психологическом воспитании детей в неполной семье чрезвычайно важен постоянный контроль матери (отца ) за своим поведением и поступками. Мать, чтобы завоевать авторитет у детей должна всегда с уважением относиться к окружающим людям и уважать своих родителей.
Она должна быть готова всегда прийти на помощь близким людям, нуждающимся в помощи. Психологическое воспитание детей в неполной семье предполагает и то, что дети всегда уважают тех, кто готов их выслушать в любую минуту, понять и прийти на помощь. Таким образом , психологическому воспитанию детей в неполной семье должно уделяться первостепенное значение. Только так, при отсутствии одного из родителей дети получают полноценное воспитание и становятся взрослыми людьми, прекрасными во всех отношениях.