На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Спросите своего ребенка, зачем он учится? "Для мамы", "для того, чтобы получать пятерки", "потому что все дети должны ходить в школу"? Ответ неверный. Даже первоклашка должен знать: образование он получает для себя и своего будущего. Где трудились до пенсии их бабушки и дедушки, редко знают даже школьники. А ведь с этого и начинается ориентация в профессиях (от лат. profiteor—"объявляю своим делом"). 

Чтобы в 15-17 лет сын или дочь осознанно выбирали профессиональный путь, они уже с 1 -го класса должны понимать, для чего учатся. А наше дело — им в этом помочь. Как заставить ребенка хорошо учиться и что для этого следует делать?

Учение с увлечением

  • 6-7 лет. Побольше рассказывайте о школе: как, чему и сколько лет там учат; чем старшие классы отличаются от младших; что такое аттестат зрелости. Покажите наследнику свои школьные тетрадки, дневники, грамоты, аттестаты. Вот увидите, какой интерес вызовет у детей такая информация!
  • 8-9 лет. У ребенка еще преобладает мышление, опирающееся на зрительный образ. Хотите преподать ему профурок? Устройте экскурсию на кондитерскую фабрику, на почту, в пожарную часть, даже в научно-исследовательскую лабораторию — восторгу не будет предела.
  • 10-11 лет. Хочется, конечно, чтобы ребенок выбрал профессию, в которой его будет ждать успех, а для этого нужно правильно определить его склонности. В их формирование большой вклад вносит наследственность. Нарисуйте вместе профессиональное древо вашей семьи. На нем можно проследить фамильные традиции и неожиданные повороты судьбы. Например, со стороны мамы — уже 4 поколения педагогов. Еще прадед преподавал в реальном училище. А прадед по отцу мечтал стать архитектором, но помешала война. Анализ фамильных проф. предпочтений поможет увидеть, какие таланты чаше встречались в семье, что может унаследовать ребенок. Но слепое следование традиции ("в нашей семье торгашей не будет", "только высшее образование") опасно!
  • 12-13 лет. У подростка закладываются представления о том, что значит быть успешным. Значит, пора объяснить, что такое профессия, должность, квалификация, карьерный рост (для многих, например, неожиданность, что президент — это должность, а не профессия). Ориентируйте его на профессионализм, а не на карьеризм. Стремление стать хорошим врачом или рабочим высшего разряда психологически более здоровое, чем желание всех обойти и самоутвердиться через карьеру.

Таланты и поклонники  

Способности не всегда очевидны. Конечно, музыкальная одаренность часто выявляется уже в детском саду, а склонность к языкам, математике несложно заметить во время обучения в школе. Но как определить способность к администрированию, в чем проявит свою одаренность будущий брокер, бухгалтер, фармацевт? Для того чтобы ваш сын или дочь могли выказать скрытые таланты, им нужно оставить "кусочек свободы". Постарайтесь так составить расписание второй половины дня, чтобы после школы у ребенка оставались не занятые ничем часы. Понаблюдайте, что он делает "для души". Но не забывайте: для самореализации нужны силы как физические, так и душевные. Если все свободное время чадо сидит перед телевизором или играет на компьютере, возможно, это проявление усталости. Перегруженность занятиями, подавленность избытком воспитания часто мешают современным детям проявить свои способности. К тому же у всех разный запас сил и темперамент. Один ребенок легко совмещает школу и спортивную секцию с любимыми занятиями в туристическом клубе. Другой так сильно устает уже в школе, что сил хватает только погулять и сделать уроки. Кто-то станет яростно отстаивать возможность заниматься тем, чем хочет. А кто-то пойдет на поводу у родителей и будет молча страдать...

Станьте тьютором

Как же найти скрытые способности? Родители, следуя привычной и удобной схеме "профильная школа + музыка + спортивная секция + язык", часто недооценивают роль центров детского творчества в подготовке детей к дальнейшему образованию и выбору профессии. Но именно в кружках по интересам, где нет стандартных программ и оценок, создается особая атмосфера, раскрывающая способности ребенка. Кроме того, в 11—12 лет дети больше ориентируются на мнение сверстников, авторитет взрослых заметно падает. В кружках ребята зажигаются интересом друг от друга, тянутся за теми, у кого получается лучше. Важно и то, что кружков много, можно выбирать. Центр детского творчества как бы презентует ребенку мир профессий в миниатюре — кройка-шитье и орнитология, языкознание и астрономия, авиамоделирование и фотография... И пусть вас не смущает, что, прозанимавшись несколько лет в одном кружке, подросток неожиданно переходит в другой. Это попытки найти себя. О легкомыслии можно говорить в том случае, если такое случается по 2—3 раза в год.                                           

В Европе и Америке уже на протяжении сотен лет существует профессия тьютора. Тьютор в английском университете — человек, который помогает студенту определить цели образования (например, стать практиком или заняться фундаментальной наукой), проложить верный образовательный маршрут и, что очень важно, при необходимости скорректировать его. Вот и вы должны стать тьюторами для своих детей. Это значит знать самому и помогать узнавать ребенку его индивидуальные особенности: физические и психические возможности, уровень работоспособности, преобладающий тип памяти, особые таланты: музыкальные, актерские, художественные... Быть тьютором для своего ребенка также значит работать и с социальными ресурсами. Например, ребенок с интересом читает книжки про животных, смотрит про них передачи, разглядывает каждого жука на дороге. Поинтересуйтесь, где есть подходящие кружки, сходите "на разведку" сами, а потом предложите ему посетить очередное занятие юных натуралистов. Именно вы должны подсказать 13—14-летнему ребенку, начинающему задумываться, кем стать, что есть такая наука проф. ориентология, и психолог-профконсультант может помочь с выбором профессии и учебного заведения, в котором ей обучают. Найти, где можно пройти тестирование и получить консультацию специалиста, сходить на нее с ребенком, если ему с вами комфортнее. И, конечно, выслушать впечатления и обсудить полученную информацию. Только ваша помощь должна оставаться помощью, а не становиться директивой.       

Картина дня

наверх