Переменчивая судьба шоколада началась не в 1502 году, когда испанцами из Нового Света были завезены бобы и технология их обработки индейцами (какао было преподнесено в дар испанскому королю и – обратите внимание – не понравилось ему: напиток был горек.) И не двадцатью двумя годами позже, когда в Европе стали готовить какао уже с добавлением сахара.
И не в 1847 году, когда европейцы придумали отливать смесь какао с сахаром в виде твердой плитки, и тогда он стал угощением-подарком. Но, возможно, все началось в 1876 году, когда к какао, кроме сахара, было добавлено молоко. Сладкий и нежный, он стал роскошью, а очень скоро общедоступным наслаждением.
Сладкое чувство легкого порока
Сладкое – проблема человека: все, что нравится, определяется этим словом. Вспомним, что привезенную в Европу картошку также поначалу поедали с сахаром. А когда выяснилось, что картофельный корнеплод – просто хороший источник повседневного и всенародного питания, во всех странах, где его пытались насадить, начались «картофельные бунты». Огородив картофельные поля заборами, просветители привлекли внимание к ним – ведь запретное также сладко. Картофель стали воровать с полей и распробовали. Сладкое (во всех смыслах) не может быть полезным. Это убеждение пришло к нам из философии праведности, согласно которой нравственное поведение должно осуществляться путем если не мучений, то самоограничений, отказа от радостей жизни. Плитка шоколада – самая простая из радостей. И вот к шоколаду прибавился дух легкого и извинительного порока… Порочный, вредный, насладительный и недорого-роскошный – какая притягательная характеристика! На этом выстроена вся вавилонская башня рекламы. В шоколаде купаются, закрывая глаза от наслаждения, красивые девушки, дети прыгают от счастья… Праведником стать тоже просто – лишь отвергни шоколад. Явление, называемое «эротизацией пищи» объясняет и то, и другое.
Чоколатль
Когда борьба вокруг шоколада перешла на поле науки и люди стали интересоваться составом употребляемых в пищу веществ и их воздействием на организм, шоколад стали исследовать.
Общие выводы возвращают нас к индейцам. Индейцы постоянно употребляли в пищу напиток, который называли «чоколатль». Он прибавлял им сил, бодрости – действовал как имунный и нервный стимулятор. Он не был сладким. Он был горьким. Такой шоколад нужен и современному человеку.
Доказано: полезен черный шоколад, содержащий не менее 60% какао, жиры в основном в виде масла какао, небольшого количества растительных жиров и совсем незначительного количества лецитина (последний добавляют для придания блеска плитке шоколада). Такой шоколад содержит полифенолы – антиоксиданты, ведущие борьбу против свободных радикалов и тормозящие процесс артериального старения и сердечно-сосудистых осложнений. К такому шоколаду не применимы мифы о том, что он трудно переваривается, способствует заболеваниям печени, кариесу, вызывает запоры, аллергию, мигрень, угревую сыпь, депрессию, а также что он является наркотиком в чистом виде, то есть способен вызвать зависимость.
Шоколад содержит восемь аминокислот, которые организм не способен синтезировать; в масле какао содержатся аминокислоты, снижающие уровень холестерина; содержание волокон значительно и соответствует их содержанию в хлебе грубого помола, и это обеспечивает хорошую работу кишечника; калий в составе шоколада снимает мышечную усталость, ежедневный рацион магния почти полностью содержится в стаграммовой плитке… далее перечислим: фосвор, щавелевая кислота, кальций, натрий, железо, медь, бета-каротин, витамины группы В, витамин Е, фолиевая и никотиновая кислота, тонизирующие и антидепрессивные вещества…
Шоколад содержит субстанции, улучшающие физическое и эмоциональное состояние, что необходимо при дефиците этих субстанций в организме. А те, у кого нет такого дефицита, получают от шоколада удовольствие гурмана –«продукт-удовольствие» вызывает в организме усиленное выделение эндорфинов, вызывающих ощущение благости и эйфории.
Примечание: такой шоколад – дорогое удовольствие.
Французский исследователь Фавр-Бисмус так описывает «крупного потребителя» качественного черного горького шоколада (от 100 до 500 г в день): это человек, стремящийся к высокому качеству жизни, с глубоким внутренним миром, отдает много сил работе, спорту, интеллектуальному и духовному развитию. Нет никакого сомнения в том, что такие люди предпочитают качество во всем и обладают высоким чувством ответственности перед самим собой.
Но даже такой шоколад не нужен маленькому ребенку, тем более плачущему
Главная задача наших заметок – донести эту мысль. Шоколад стимулирует работу нервной системы. Вмешиваться в работу формирующегося детского организма опасно. Это важно понимать, когда вы слышите – именно в рекламных роликах – о питательной пользе шоколада для ребенка. Да, еще во времена Наполеона испанские партизаны, столь досадившие французам, питались шоколадным порошком, растворенным в воде.. но не шоколадными батончиками! Но особенно серьезно следует отнестись к тому, что шоколад имеет антидепрессивные свойства. Теобромин, кофеин, фенилэтиламин, кофеин в его составе смягчают стрессовое состояние, блокируя рецепторы адреналина, который называют «генератором стресса». Далее. Уровень серотонина в организме человека снижается в результате нервного стресса, депрессии. В шоколаде серотонин содержится сам по себе, кроме того кофеин и сахар стимулируют его выработку организмом человека. Последнее замечание: шоколад имеет психологическое воздействие, являясь знаком вознаграждения и даже любви.
Что все это значит? Сошлемся на твердое мнение нарколога Якова Маршака. Он убежден, что, стремясь утешить плачущего ребенка при помощи шоколадки, мы собственными действиями «протаптываем» дорожку для наркомании. «Дело в том, что шоколад действует быстро. Огорченный ребенок, если это не физическая боль и не болезнь, способен сам справиться со слезами. Он нуждается в том лишь, чтобы его обняли, прижали к себе. Шоколад сразу дает утешение. Физиологически и психологически в ребенке формируется потребность в средстве снятия плохого настроения – вне участия его воли. Сам по себе шоколад не является наркотиком. Но он может послужить для организма «подсказкой» –опыт утешения при помощи шоколада заставит подростка в дальнейшем искать другие, более сильные источники получения эйфории. И он найдет их не в радости от любимого занятия, вдохновении, кураже творчества, спорта». Итак: правильно научить ребенка эмоциям счастливой и увлекающей деятельности и тогда шоколад, испробованный со временем, поддержит эти эмоции; неправильно и опасно воспользоваться шоколадом как обезболивающим. «Порция химической любви». «Эмоциональный заменитель». Это тоже сказано о шоколаде.
Сладкие парочки и любовь к ребенку
Если ученые предостерегают родителей о риске раннего или неуместного по ситуации потребления детьми даже высококачественного шоколада, что говорить о всевозможных «сладких парочках»?
Шоколадные конфеты, батончики, палочки, облитые шоколадом, молочный и белый шоколад не являются шоколадом. В них много сахара и молока и мало какао. Например, молочный шоколад, который так часто дают детям, содержит всего 27% масла какао, 6% какао и 45% сахара. Он перегружен молочными атерогенными жирами, которые менее полезны, чем т е, что содержатся в классическом дорогом шоколаде и оказывают негативное влияние на холестерол. Белый шоколад имеет сторонников и противников из-за того, что он не содержит массы какао. «Хотя дети его обожают, не следует приучать их у нему: его питательно значение равно нулю, этот жирно-сладкий продукт способен привести к ожирению», – вот мнение Мишеля Монтиньяка, диетолога, создателя собственной теории «питания с наслаждением». Некачественный, бедный содержанием какао, содержащий заменители какао-масла (как пальмовое), сладкий, доступный, дешевый – такой продукт еще скорее подействует в качестве «эмоционального заменителя».
В книге «Секреты здорового питания» Мишель Монтиньяк разделяет любителей шоколада на две группы. В первую входят поклонники черного шоколада, сторонники полноценной активной жизни. Во вторую – слабые люди, привязанные к сладкому молочному шоколаду, потому что ищут в нем «сахар, чтобы успокоиться, избавиться от страха и боли».
Мы любим своего ребенка: много думаем о нем, стараемся понять, не помешать развитию, помочь. Мы стараемся больше узнать. «Мама любит своего ребенка. Поэтому она дарит ему шоколад, в котором столько полезного молока». Примерно так звучит реклама.