Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем развитии вашего малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант?
Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А.
де Хааном и Г. Кафом.Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:
-
интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
-
любит конструировать модели, приборы;
-
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
-
может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
-
любит и умеет рисовать; "видит" чертежи и эскизы механизмов;
-
интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
-
любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
-
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
-
поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
-
сочиняет свои собственные мелодии;
-
научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:
-
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
-
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
-
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
-
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
-
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
-
не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:
-
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
-
стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
-
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
-
с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;
-
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
-
пластичен и открыт всему новому;
-
любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
-
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
-
обладает хорошей памятью;
-
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
-
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
-
любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
-
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
-
гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
-
обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
-
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:
-
он очень энергичен и все время хочет двигаться;
-
он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
-
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
-
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
-
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
-
предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
-
кажется, что он никогда всерьез не устает;
-
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.
У вашего ребенка литературное дарование, если он:
-
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль;
-
любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
-
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета;
-
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
-
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
-
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
-
в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося;
-
серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
-
в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
-
стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
-
не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.
Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Если у Вас малыш не вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо представлять, что это за таинственные дети.
А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как "белая ворона", чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей "нестандартного" ребенка и понимать его проблемы.
КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком
-
Понять ребенка и осознать его неординарность.
-
Не игнорировать всю уникальность его данных.
-
Не восторгаться им сверх меры.
-
Не превращать всю жизнь ребенка в "скачки" для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
-
Создать условия для "поощрения" таланта.
-
Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.
-
Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
-
Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
-
Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
-
Учить терпению и поощрять за все старания.
-
Тактично, деликатно помогать ему.
-
Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
-
Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
-
Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.
-
Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.
- Учить владеть эмоциями.
-
Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.
-
Все делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.
-
Не возвышать его над остальными детьми в семье.
-
Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
-
Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
-
Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
-
Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
-
Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.
-
Учитывать его индивидуальность.
-
Все время ободрять его.
-
Тактично обращаться с ним.
-
Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.
-
Считать себя самым счастливым из родителей.
-
Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком
-
Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.
-
Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.
-
Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.
-
Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
-
Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.
-
Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.
- Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
-
Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
-
Не помогать решать проблемы с воспитателями.
-
Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
- Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
- Драматизировать все неудачи.
-
Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.
-
Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.
-
Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.
-
Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.
- Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
-
Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.
В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии.Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.
30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии
-
Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.
-
Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
-
Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
-
Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
-
Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
-
Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.
-
Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
-
Я беру ребенка с собой в интересные поездки.
-
Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
-
Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.
-
Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
-
Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
-
Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
-
Я регулярно читаю ребенку.
-
Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
-
Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
-
Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
-
Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.
-
Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
-
Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
-
Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
-
Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
-
Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.
-
В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
-
Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
-
Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
-
Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.
-
Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
-
Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
-
Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.
Итак, сколько ответов у вас получилось?
Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".
Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни.
Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой...