Спроси у прохожего, в чем его гениальность, — в лучшем случае он замкнется, застесняется. В худшем — пошлет прогуляться. А все потому, что прохожий этот и сам не знает, в чем она. И есть ли вообще.
Почему одни рождаются гениями, а другие нет?
Случайная связь
— Гениев от природы — единицы, — говорит кандидат психологических наук Александр Махнач. — А вот одаренных людей куда больше.
— По разным данным, детей с проявленной одаренностью — от 1 до 5%, — уточняет членкор РАО, доктор психологических наук, завлабораторией экопсихологии развития Виктор Панов. — А ребят со скрытыми способностями — 15—20%. И с ними возникает проблема: как создать условия для того, чтобы талант проявился.
На практике всем верховодит Его Величество Случай. Допустим, некто Абубикар — потенциальный биатлонист. И быть бы ему знаменитым лыжником, да вот беда: родился мальчуган в пустыне и снег видит только на картинках.
Но даже если ребенку повезло появиться на свет в нужном месте и в нужное время, одаренность может побаловать его и просто исчезнуть. Куда — вопрос открытый.
Так что если человек живет в ладу с собой, детство с его обещаниями ворошить ни к чему. К слову, есть мнение, что наши увлечения и хобби — это на самом деле отголоски неузнанной гениальности.
Совсем другое дело, когда вас тревожит что-то смутное и неясное.
— Дремлющий талант дает знать о себе чувством дискомфорта, — говорит директор научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Александра Соболева. — Иногда мы даже не понимаем, откуда берется эта неудовлетворенность. Ведь внешне вроде бы все благополучно.
Остается лишь один выход: искать себя заново. Кстати, одаренность бывает двух видов: общая, когда человек, что называется, на все руки мастер, и специальная. Последняя распространяется только на один вид деятельности.
До звезды
— Все дети одарены, но не все равны в своих способностях, — говорит завлабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН Дмитрий Ушаков. — Хотим мы того или нет, но нам приходится считаться с тем, что мы все разные.
Виктор Панов уверен, что раз ребенку дан шанс родиться, значит, у него есть свой творческий потенциал. А вот разовьет он его или загубит, во многом зависит от семьи и воспитания.
С другой стороны, у каждого дара — свой звездный час. Об одних Фортуна вспоминает только на закате жизни. В 40—50 лет запоздалые таланты неожиданно для самих себя вдруг начинают сочинять романы или писать картины. А вот других феноменальное признание настигает в 10 лет, а к 16 многообещающий флер одаренности может исчезнуть без следа.
Часто героями этой драмы становятся вундеркинды. Обычно такие дети воспитываются в сверхстимулирующей семье. Заботливые родители чуть ли не с первых месяцев начинают заниматься развитием своего дитятки. Форсирование знаний, как правило, приводит к неким достижениям. И лишь появится отблеск чего-то неординарного, как ребенка тут же окружают ореолом исключительности. А вскоре он и сам начинает думать, что не такой, как все. Это болезненное отношение приводит к тому, что во взрослой жизни вундеркинда начинает лихорадить. То он считает себя гением, то ничтожеством. Если вовремя не помочь, человек может потерпеть полный крах.
Так что, если ваш малыш демонстрирует сногсшибательные способности, не торопитесь его “вундеркинизировать”.
Одаренные дети имеют потенциальную возможность стать талантливыми взрослыми. Но это всегда непредсказуемо.
Родительский кнут
Чем больше мы осаждаем малыша знаниями, тем меньше остается у него пространства для выбора.
— Нередко ребенок становится заложником честолюбивых устремлений родителей, — говорит психолог Мария Федорова. — Вместо того чтобы считаться с его интересами, взрослые стремятся реализовать свои собственные желания и амбиции.
Папа — в душе художник, значит, сама судьба велит сыну с юных лет простаивать у мольберта. А пацан, может быть, в это самое время мечтает строить самолеты! Аукается родительский диктат нередко еще в школе, когда в 5—6-м классе у ребенка катастрофически теряется интерес к учебе. Иногда юные мученики наук стоически держатся до вуза, в который тоже поступают под нажимом взрослых. А потом все равно или начинают бунтовать или ломаются.
Задача родителей — подарить будущим моцартам, микеланджело и ньютонам максимум возможностей. И тогда то, что заложено природой, раскроется само. Правда, не стоит зацикливаться только на том, что дается ребенку легко. Ведь мир куда богаче и интересней, чем лабиринты математических задач или каскады Арпеджио.
Вы замечали, как дети любят путешествовать из кружка в кружок? Вчера ваш малыш с упоением лепил фигурки, сегодня без ума от музицирования, а завтра вполне может заявить, что хочет стать знаменитым боксером. Эта ветреность — не каприз, а проба сил.
— Каждый из нас рождается с сокровенным знанием самой успешной для себя области, — говорит замдиректора по научной работе НИЦ детской нейропсихологии Наталья Савицкая. — Само строение нашей нервной системы предрасположено к той или иной сфере деятельности. Вам надо только повнимательнее присматриваться к ребенку.
IQ в подарок
Оказывается, умение мыслить нестандартно заразно.
— Вы можете не прилагать особых усилий в образовании ребенка, — объясняет доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского государственного педуниверситета Александр Савенков. — Но если в его ближайшем окружении есть креативный человек, будь то родитель, педагог или друг семьи, ваш ребенок тоже начнет мыслить нешаблонно. Эффект личности срабатывает буквально во всем. Если, к примеру, малыша учит играть в шахматы великолепный стратег, воспитаннику неведомым образом передается это видение. И ребенок, с большой долей вероятности, вскоре станет превосходным шахматистом.
К слову, в качестве образчика творца может выступить и литературный герой. С одним, правда, условием: он должен произвести на малыша очень яркое впечатление.
Интересно, что в начале ХХ века самым точным мерилом общей умственной энергии, определяющей успех в жизни, считался тест на IQ. Но вскоре теория дала сбой. Далеко не все обладатели шикарного коэффициента интеллекта могли совладать даже со школьной программой, а часть из них оказывались полными банкротами и неудачниками. То же самое впоследствии получилось и с креативностью, которую также пытались примерить к успешности. Обнаружилось, что многие креативщики с грехом пополам заканчивали колледжи и университеты, а на работе им нередко доставалось от начальства. Какому боссу понравится, когда его подчиненный фонтанирует самобытными идеями и норовит подорвать дисциплину в коллективе?
И лишь в конце прошлого века в сознании психологов произошел взрыв. Эмоциональный и социальный интеллекты — вот от чего, на поверку, зависят наши профессиональные и личные высоты! Эмоциональный интеллект подразумевает умение контролировать свои эмоции, эффективно справляться со стрессом, способность отказываться от сиюминутных желаний в пользу своих целей, а также отвечает за лидерские качества. На совести социального интеллекта лежит то, как мы ладим с другими людьми, насколько можем понимать их и расшифровывать мотивы чужого поведения. Солидный багаж знаний и креативность в пути, конечно, очень пригодятся, но наиболее надежными предсказателями жизненного успеха являются именно эмоциональный и социальный интеллекты. Отрадно, что с годами они только развиваются, тогда как абстрактный интеллект после 25 лет идет на спад, а пик креативности приходится на 20—30 лет.
Синдром первенца
— На одаренность человека влияют два фактора: генотип и среда, — объясняет Александр Савенков. — Их конечное соотношение до сих пор остается предметом спора. По одной из гипотез IQ ребенка на 70% обусловлен генотипом, и только 30% приходится на долю воспитания и образования. У родителей с весьма средними задатками могут родиться очень способные дети.
Удивительно, но даже радиация влияет на способности человека. Всплеск рождаемости одаренных людей происходит в тот момент, когда радиационный фон находится на верхнем пределе нормы.
Даже климат оставляет свой след на будущих талантах ребенка. Так, ученые выяснили, что по количеству выдающихся личностей лидирует средняя полоса. А вот к сынам экватора или, скажем, тундры природа почему-то не столь благосклонна.
Любопытно, что максимальный IQ (коэффициент интеллекта) — у первенцев. Это наблюдение справедливо для большинства семей. А вот с креативностью дело обстоит с точностью до наоборот. Почти все выдающиеся открытия сделаны младшими братьями. Подтверждения этому феномену можно найти повсюду: в науке, искусстве, военном деле. И если на долю младших приходятся революционные прорывы человечества, то удел старших — бороться за традиции, становиться ортодоксами.
Играет роль и возраст матери. У мам за 30—35 лет, отважившихся-таки на рождение малыша, есть все шансы подарить миру гения. Кроме того, если отец занимается умственным трудом, на потенциале ребенка это отразится весьма благоприятно.
Кстати, человечество становится все умнее! Дотошные американские исследователи установили, что во времена внуков половина бабушек оказалась бы в школе для умственно неполноценных.
— В ХХ веке в среднем коэффициент интеллекта за поколение прибавлял на 7—8 пунктов, — говорит Дмитрий Ушаков. — Так что у ребят в конце ХХ века уровень IQ выше, чем у их сверстников 100 лет назад. Причем тестировались те дети, которых еще ничему не обучали. То есть образование к этому феномену не имеет отношения, так же как и насыщенный информационный поток. Исследования показали, что юные пользователи компьютеров имеют более скромный IQ, чем их ровесники, лишенные доступа к продвинутой технике.
Ум в порциях
Надо ли ребенка кормить знаниями из большой ложки или все-таки давать “чайные” дозы? Однозначного мнения по этому поводу до сих пор нет.
Александр Савенков призывает не путать рыночное форсирование детства и развитие ребенка при помощи проверенных педагогических методик.
— Малыш в возрасте до трех лет может овладеть бесконечно большим количеством иностранных языков. Почему бы не взять эту способность на вооружение? Есть разработанные технологии, которые позволяют обучать полуторагодовалых детей чтению. Главное — правильно выбрать развивающую программу.
— При условии мотивации любого человека можно воспитать одаренным, причем в любой области. Но только если заниматься с ним с самого раннего возраста, — категорична кандидат педагогических наук Елизавета Алексеевна. — Нельзя упускать время. К примеру, способности к художественно-эстетической деятельности атрофируются к 7 годам.
А Виктор Панов придерживается иной точки зрения:
— Акцент на раннем развитии отдельных способностей часто выступает барьером для общего развития личности одаренного ребенка.
— Научить ребенка мы можем практически всему, — говорит Наталья Савицкая. — Есть даже такое понятие — квазиспособности. Но если при форсировании знаний давление на слабые звенья детской психики окажется слишком сильным, это может привести к фрустрации, повышенной тревожности, комплексу неполноценности, невротическим и психосоматическим расстройствам.
— Хороших результатов можно добиться, занимаясь с детьми в период от 8 месяцев до 3 лет, — отмечает Дмитрий Ушаков. — Но при одном условии: если работать с ребенком будет яркий, талантливый педагог. Решающую роль играют не знания сами по себе, а эффект личности!
Кто облегчит карман
В коктейле образовательных технологий можно найти все: от раскрученных методик Монтесори и Зайцева до нигде не опробованных авторских подходов. Причем по стоимости они не слишком отличаются. 8 занятий по программе Монтесори обойдутся вам в среднем в 2—4 тысячи рублей, а месячные уроки гениальности от Аси Самоделкиной — в 1,5—3 тысячи рублей. При этом Ася, возможно, действительно без пяти минут педагогическое светило, но не исключено, что она просто хочет побыстрее скопить на отпуск за границей. Впрочем, и хранителей методики Монтесори иногда подбрасывает к рекордам, и тогда одно занятие может стоить где-то в районе 1500—2000 рублей.
С языками ценовой диапазон ярче. Если вы не против, чтобы малыш изучал английский на обычных курсах, приготовьтесь платить 2—6 тысяч в месяц. А если хотите ввести его в специальный языковой клуб, один только “входной билет” вынет у вас из кармана 35 тысяч рублей. Столько же придется отдавать за каждый месяц “аглицких” воркований малыша.
Если поискать, можно найти даже импровизированные школы для малышей от 3 до 6 лет. К примеру, в одном месте предлагают комплексную программу развития, которая включает 11 предметов, в том числе развитие речи, психологию, математику, письмо, естествознание и ОБЖ. Месячная плата составляет 2700 руб.
Захотите слегка познакомить ребенка с компьютером — всегда можете купить курс из 10 занятий за 3500 руб.
А вот городские дворцы и дома творчества по-прежнему остаются райским уголком, в котором знания и умения можно взять практически бесплатно. “Практически” потому, что в некоторых местах вас попросят сделать посильный вклад в благотворительный фонд детского учреждения. А еще — приобрести материалы, с которыми ребенок будет работать. Зато в этих обителях искусства и знаний есть кружки на любой талант!
Если же вы хотите побывать с ребенком на приеме у детского психолога, то здесь цены будут разниться от 1000 до 4000 рублей.
Мужчины умнее женщин?
• Если в детстве у ребенка определяется большой коэффициент интеллекта, то с большой вероятностью это преимущество сохранится и спустя много лет. Однако окружающие это интеллектуальное превосходство могут не замечать и даже считать обладателя высокого IQ тупым человеком.
• Средний интеллект колеблется на уровне 100 баллов. IQ выше 136 баллов имеет только 1% населения.
• Интеллектуалам лучше реализовывать себя в сфере науки, литературы. Для них существуют два золотых правила: деятельность “суперайкьюшников” должна быть сложной и направленной на предметы, а не на общение.
• Несмотря на то что мужской и женский интеллект в среднем одинаковы, в созвездии великих людей представители сильного пола явно лидируют. Отчасти это связано с тем, что среди мужчин наблюдается больший интеллектуальный разброс: тут с лихвой хватает как откровенно глупых, так и очень умных. Кроме того, у мужчин лучше развит невербальный интеллект.
• По данным американских исследователей, около 30% детей, исключенных из школы за неуспеваемость, на самом деле относятся к категории одаренных. Но они попросту не вписываются в стандартную школьную программу.
• Бытует стереотип, будто наделенный природными способностями ребенок все схватывает на лету. Но это не всегда так. Есть дети-черепахи, которые работают медленно, но при этом гораздо глубже видят проблему и докапываются до сути.
• Каждый дополнительный год обучения приводит к увеличению IQ на 1—3 балла.
Тест на одаренность
Один из признаков потенциально одаренного человека — любознательность.
— В 3—4 года ребенок переживает так называемый возраст почемучки, — говорит Виктор Панов. — Обычно к 5 годам столь активный интерес к миру идет на спад. Если же ребенок продолжает пытать вас с утра до вечера вопросами, не отмахивайтесь от него. Через удовлетворение любопытства он познает мир и развивает свои способности.
Есть и другие признаки возможной одаренности. Например, малыш ставит вас перед фактом, что сам научился читать и считать. Или у него обостренное чувство справедливости. Часто у таких детей возникает потребность не просто узнать что-то новое, но и обсудить проблему. Они легко устанавливают необычные связи между предметами.
Были примеры, когда ребенок, с трудом научившись водить ручкой по бумаге, уже садился писать энциклопедию.
Частенько одаренный ребенок льнет ко взрослым, а со сверстниками почти не общается. Говорит, что с ними ему скучно. Нередко он раньше своих сверстников “объявляет забастовку” и категорически отказывается от дневного сна. А еще такой ребенок до самозабвения может увлекаться тем, что ему интересно. Забыл про сон и про еду и сочиняет первую в своей жизни поэму или конструирует машину будущего? Да еще измарал при этом кучу бумаги? Стремление доводить все до совершенства — тоже признак не обделенного талантами человека.
Определить одаренность со 100%-ной точностью до сих пор невозможно. Если вам кажется, что ваш ребенок проявляет завидные способности, лучше покажите его специалистам. Даже если ваши догадки не подтвердятся, с помощью тестов на IQ и воображение вы больше узнаете о своем малыше.
Ирина Сухова
http://www.mk.ru/numbers/2577/article90893.htm
Почему одни рождаются гениями, а другие нет?
Случайная связь
— Гениев от природы — единицы, — говорит кандидат психологических наук Александр Махнач. — А вот одаренных людей куда больше.
— По разным данным, детей с проявленной одаренностью — от 1 до 5%, — уточняет членкор РАО, доктор психологических наук, завлабораторией экопсихологии развития Виктор Панов. — А ребят со скрытыми способностями — 15—20%. И с ними возникает проблема: как создать условия для того, чтобы талант проявился.
На практике всем верховодит Его Величество Случай. Допустим, некто Абубикар — потенциальный биатлонист. И быть бы ему знаменитым лыжником, да вот беда: родился мальчуган в пустыне и снег видит только на картинках.
Но даже если ребенку повезло появиться на свет в нужном месте и в нужное время, одаренность может побаловать его и просто исчезнуть. Куда — вопрос открытый.
Так что если человек живет в ладу с собой, детство с его обещаниями ворошить ни к чему. К слову, есть мнение, что наши увлечения и хобби — это на самом деле отголоски неузнанной гениальности.
Совсем другое дело, когда вас тревожит что-то смутное и неясное.
— Дремлющий талант дает знать о себе чувством дискомфорта, — говорит директор научно-исследовательского центра детской нейропсихологии Александра Соболева. — Иногда мы даже не понимаем, откуда берется эта неудовлетворенность. Ведь внешне вроде бы все благополучно.
Остается лишь один выход: искать себя заново. Кстати, одаренность бывает двух видов: общая, когда человек, что называется, на все руки мастер, и специальная. Последняя распространяется только на один вид деятельности.
До звезды
— Все дети одарены, но не все равны в своих способностях, — говорит завлабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН Дмитрий Ушаков. — Хотим мы того или нет, но нам приходится считаться с тем, что мы все разные.
Виктор Панов уверен, что раз ребенку дан шанс родиться, значит, у него есть свой творческий потенциал. А вот разовьет он его или загубит, во многом зависит от семьи и воспитания.
С другой стороны, у каждого дара — свой звездный час. Об одних Фортуна вспоминает только на закате жизни. В 40—50 лет запоздалые таланты неожиданно для самих себя вдруг начинают сочинять романы или писать картины. А вот других феноменальное признание настигает в 10 лет, а к 16 многообещающий флер одаренности может исчезнуть без следа.
Часто героями этой драмы становятся вундеркинды. Обычно такие дети воспитываются в сверхстимулирующей семье. Заботливые родители чуть ли не с первых месяцев начинают заниматься развитием своего дитятки. Форсирование знаний, как правило, приводит к неким достижениям. И лишь появится отблеск чего-то неординарного, как ребенка тут же окружают ореолом исключительности. А вскоре он и сам начинает думать, что не такой, как все. Это болезненное отношение приводит к тому, что во взрослой жизни вундеркинда начинает лихорадить. То он считает себя гением, то ничтожеством. Если вовремя не помочь, человек может потерпеть полный крах.
Так что, если ваш малыш демонстрирует сногсшибательные способности, не торопитесь его “вундеркинизировать”.
Одаренные дети имеют потенциальную возможность стать талантливыми взрослыми. Но это всегда непредсказуемо.
Родительский кнут
Чем больше мы осаждаем малыша знаниями, тем меньше остается у него пространства для выбора.
— Нередко ребенок становится заложником честолюбивых устремлений родителей, — говорит психолог Мария Федорова. — Вместо того чтобы считаться с его интересами, взрослые стремятся реализовать свои собственные желания и амбиции.
Папа — в душе художник, значит, сама судьба велит сыну с юных лет простаивать у мольберта. А пацан, может быть, в это самое время мечтает строить самолеты! Аукается родительский диктат нередко еще в школе, когда в 5—6-м классе у ребенка катастрофически теряется интерес к учебе. Иногда юные мученики наук стоически держатся до вуза, в который тоже поступают под нажимом взрослых. А потом все равно или начинают бунтовать или ломаются.
Задача родителей — подарить будущим моцартам, микеланджело и ньютонам максимум возможностей. И тогда то, что заложено природой, раскроется само. Правда, не стоит зацикливаться только на том, что дается ребенку легко. Ведь мир куда богаче и интересней, чем лабиринты математических задач или каскады Арпеджио.
Вы замечали, как дети любят путешествовать из кружка в кружок? Вчера ваш малыш с упоением лепил фигурки, сегодня без ума от музицирования, а завтра вполне может заявить, что хочет стать знаменитым боксером. Эта ветреность — не каприз, а проба сил.
— Каждый из нас рождается с сокровенным знанием самой успешной для себя области, — говорит замдиректора по научной работе НИЦ детской нейропсихологии Наталья Савицкая. — Само строение нашей нервной системы предрасположено к той или иной сфере деятельности. Вам надо только повнимательнее присматриваться к ребенку.
IQ в подарок
Оказывается, умение мыслить нестандартно заразно.
— Вы можете не прилагать особых усилий в образовании ребенка, — объясняет доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского государственного педуниверситета Александр Савенков. — Но если в его ближайшем окружении есть креативный человек, будь то родитель, педагог или друг семьи, ваш ребенок тоже начнет мыслить нешаблонно. Эффект личности срабатывает буквально во всем. Если, к примеру, малыша учит играть в шахматы великолепный стратег, воспитаннику неведомым образом передается это видение. И ребенок, с большой долей вероятности, вскоре станет превосходным шахматистом.
К слову, в качестве образчика творца может выступить и литературный герой. С одним, правда, условием: он должен произвести на малыша очень яркое впечатление.
Интересно, что в начале ХХ века самым точным мерилом общей умственной энергии, определяющей успех в жизни, считался тест на IQ. Но вскоре теория дала сбой. Далеко не все обладатели шикарного коэффициента интеллекта могли совладать даже со школьной программой, а часть из них оказывались полными банкротами и неудачниками. То же самое впоследствии получилось и с креативностью, которую также пытались примерить к успешности. Обнаружилось, что многие креативщики с грехом пополам заканчивали колледжи и университеты, а на работе им нередко доставалось от начальства. Какому боссу понравится, когда его подчиненный фонтанирует самобытными идеями и норовит подорвать дисциплину в коллективе?
И лишь в конце прошлого века в сознании психологов произошел взрыв. Эмоциональный и социальный интеллекты — вот от чего, на поверку, зависят наши профессиональные и личные высоты! Эмоциональный интеллект подразумевает умение контролировать свои эмоции, эффективно справляться со стрессом, способность отказываться от сиюминутных желаний в пользу своих целей, а также отвечает за лидерские качества. На совести социального интеллекта лежит то, как мы ладим с другими людьми, насколько можем понимать их и расшифровывать мотивы чужого поведения. Солидный багаж знаний и креативность в пути, конечно, очень пригодятся, но наиболее надежными предсказателями жизненного успеха являются именно эмоциональный и социальный интеллекты. Отрадно, что с годами они только развиваются, тогда как абстрактный интеллект после 25 лет идет на спад, а пик креативности приходится на 20—30 лет.
Синдром первенца
— На одаренность человека влияют два фактора: генотип и среда, — объясняет Александр Савенков. — Их конечное соотношение до сих пор остается предметом спора. По одной из гипотез IQ ребенка на 70% обусловлен генотипом, и только 30% приходится на долю воспитания и образования. У родителей с весьма средними задатками могут родиться очень способные дети.
Удивительно, но даже радиация влияет на способности человека. Всплеск рождаемости одаренных людей происходит в тот момент, когда радиационный фон находится на верхнем пределе нормы.
Даже климат оставляет свой след на будущих талантах ребенка. Так, ученые выяснили, что по количеству выдающихся личностей лидирует средняя полоса. А вот к сынам экватора или, скажем, тундры природа почему-то не столь благосклонна.
Любопытно, что максимальный IQ (коэффициент интеллекта) — у первенцев. Это наблюдение справедливо для большинства семей. А вот с креативностью дело обстоит с точностью до наоборот. Почти все выдающиеся открытия сделаны младшими братьями. Подтверждения этому феномену можно найти повсюду: в науке, искусстве, военном деле. И если на долю младших приходятся революционные прорывы человечества, то удел старших — бороться за традиции, становиться ортодоксами.
Играет роль и возраст матери. У мам за 30—35 лет, отважившихся-таки на рождение малыша, есть все шансы подарить миру гения. Кроме того, если отец занимается умственным трудом, на потенциале ребенка это отразится весьма благоприятно.
Кстати, человечество становится все умнее! Дотошные американские исследователи установили, что во времена внуков половина бабушек оказалась бы в школе для умственно неполноценных.
— В ХХ веке в среднем коэффициент интеллекта за поколение прибавлял на 7—8 пунктов, — говорит Дмитрий Ушаков. — Так что у ребят в конце ХХ века уровень IQ выше, чем у их сверстников 100 лет назад. Причем тестировались те дети, которых еще ничему не обучали. То есть образование к этому феномену не имеет отношения, так же как и насыщенный информационный поток. Исследования показали, что юные пользователи компьютеров имеют более скромный IQ, чем их ровесники, лишенные доступа к продвинутой технике.
Ум в порциях
Надо ли ребенка кормить знаниями из большой ложки или все-таки давать “чайные” дозы? Однозначного мнения по этому поводу до сих пор нет.
Александр Савенков призывает не путать рыночное форсирование детства и развитие ребенка при помощи проверенных педагогических методик.
— Малыш в возрасте до трех лет может овладеть бесконечно большим количеством иностранных языков. Почему бы не взять эту способность на вооружение? Есть разработанные технологии, которые позволяют обучать полуторагодовалых детей чтению. Главное — правильно выбрать развивающую программу.
— При условии мотивации любого человека можно воспитать одаренным, причем в любой области. Но только если заниматься с ним с самого раннего возраста, — категорична кандидат педагогических наук Елизавета Алексеевна. — Нельзя упускать время. К примеру, способности к художественно-эстетической деятельности атрофируются к 7 годам.
А Виктор Панов придерживается иной точки зрения:
— Акцент на раннем развитии отдельных способностей часто выступает барьером для общего развития личности одаренного ребенка.
— Научить ребенка мы можем практически всему, — говорит Наталья Савицкая. — Есть даже такое понятие — квазиспособности. Но если при форсировании знаний давление на слабые звенья детской психики окажется слишком сильным, это может привести к фрустрации, повышенной тревожности, комплексу неполноценности, невротическим и психосоматическим расстройствам.
— Хороших результатов можно добиться, занимаясь с детьми в период от 8 месяцев до 3 лет, — отмечает Дмитрий Ушаков. — Но при одном условии: если работать с ребенком будет яркий, талантливый педагог. Решающую роль играют не знания сами по себе, а эффект личности!
Кто облегчит карман
В коктейле образовательных технологий можно найти все: от раскрученных методик Монтесори и Зайцева до нигде не опробованных авторских подходов. Причем по стоимости они не слишком отличаются. 8 занятий по программе Монтесори обойдутся вам в среднем в 2—4 тысячи рублей, а месячные уроки гениальности от Аси Самоделкиной — в 1,5—3 тысячи рублей. При этом Ася, возможно, действительно без пяти минут педагогическое светило, но не исключено, что она просто хочет побыстрее скопить на отпуск за границей. Впрочем, и хранителей методики Монтесори иногда подбрасывает к рекордам, и тогда одно занятие может стоить где-то в районе 1500—2000 рублей.
С языками ценовой диапазон ярче. Если вы не против, чтобы малыш изучал английский на обычных курсах, приготовьтесь платить 2—6 тысяч в месяц. А если хотите ввести его в специальный языковой клуб, один только “входной билет” вынет у вас из кармана 35 тысяч рублей. Столько же придется отдавать за каждый месяц “аглицких” воркований малыша.
Если поискать, можно найти даже импровизированные школы для малышей от 3 до 6 лет. К примеру, в одном месте предлагают комплексную программу развития, которая включает 11 предметов, в том числе развитие речи, психологию, математику, письмо, естествознание и ОБЖ. Месячная плата составляет 2700 руб.
Захотите слегка познакомить ребенка с компьютером — всегда можете купить курс из 10 занятий за 3500 руб.
А вот городские дворцы и дома творчества по-прежнему остаются райским уголком, в котором знания и умения можно взять практически бесплатно. “Практически” потому, что в некоторых местах вас попросят сделать посильный вклад в благотворительный фонд детского учреждения. А еще — приобрести материалы, с которыми ребенок будет работать. Зато в этих обителях искусства и знаний есть кружки на любой талант!
Если же вы хотите побывать с ребенком на приеме у детского психолога, то здесь цены будут разниться от 1000 до 4000 рублей.
Мужчины умнее женщин?
• Если в детстве у ребенка определяется большой коэффициент интеллекта, то с большой вероятностью это преимущество сохранится и спустя много лет. Однако окружающие это интеллектуальное превосходство могут не замечать и даже считать обладателя высокого IQ тупым человеком.
• Средний интеллект колеблется на уровне 100 баллов. IQ выше 136 баллов имеет только 1% населения.
• Интеллектуалам лучше реализовывать себя в сфере науки, литературы. Для них существуют два золотых правила: деятельность “суперайкьюшников” должна быть сложной и направленной на предметы, а не на общение.
• Несмотря на то что мужской и женский интеллект в среднем одинаковы, в созвездии великих людей представители сильного пола явно лидируют. Отчасти это связано с тем, что среди мужчин наблюдается больший интеллектуальный разброс: тут с лихвой хватает как откровенно глупых, так и очень умных. Кроме того, у мужчин лучше развит невербальный интеллект.
• По данным американских исследователей, около 30% детей, исключенных из школы за неуспеваемость, на самом деле относятся к категории одаренных. Но они попросту не вписываются в стандартную школьную программу.
• Бытует стереотип, будто наделенный природными способностями ребенок все схватывает на лету. Но это не всегда так. Есть дети-черепахи, которые работают медленно, но при этом гораздо глубже видят проблему и докапываются до сути.
• Каждый дополнительный год обучения приводит к увеличению IQ на 1—3 балла.
Тест на одаренность
Один из признаков потенциально одаренного человека — любознательность.
— В 3—4 года ребенок переживает так называемый возраст почемучки, — говорит Виктор Панов. — Обычно к 5 годам столь активный интерес к миру идет на спад. Если же ребенок продолжает пытать вас с утра до вечера вопросами, не отмахивайтесь от него. Через удовлетворение любопытства он познает мир и развивает свои способности.
Есть и другие признаки возможной одаренности. Например, малыш ставит вас перед фактом, что сам научился читать и считать. Или у него обостренное чувство справедливости. Часто у таких детей возникает потребность не просто узнать что-то новое, но и обсудить проблему. Они легко устанавливают необычные связи между предметами.
Были примеры, когда ребенок, с трудом научившись водить ручкой по бумаге, уже садился писать энциклопедию.
Частенько одаренный ребенок льнет ко взрослым, а со сверстниками почти не общается. Говорит, что с ними ему скучно. Нередко он раньше своих сверстников “объявляет забастовку” и категорически отказывается от дневного сна. А еще такой ребенок до самозабвения может увлекаться тем, что ему интересно. Забыл про сон и про еду и сочиняет первую в своей жизни поэму или конструирует машину будущего? Да еще измарал при этом кучу бумаги? Стремление доводить все до совершенства — тоже признак не обделенного талантами человека.
Определить одаренность со 100%-ной точностью до сих пор невозможно. Если вам кажется, что ваш ребенок проявляет завидные способности, лучше покажите его специалистам. Даже если ваши догадки не подтвердятся, с помощью тестов на IQ и воображение вы больше узнаете о своем малыше.
Ирина Сухова
http://www.mk.ru/numbers/2577/article90893.htm
Julia aus Sibirien
28.09.2007, 14:42
Порядок рождения детей не влияет на их умственные способности. В большей степени интеллект ребенка зависит от количества детей в семье и возраста его матери, пишет портал "Медновости". Результаты, полученные учеными из Университетов Огайо, Оклахомы и Северной Каролины и опубликованные в журнале Personality and Social Psychology Bulletin, противоречат данным более ранних исследований, свидетельствовавших о том, что старшие дети в большинстве случаев умнее своих младших братьев и сестер.
По словам автора исследования Аарона Вичмэна, в предыдущих исследованиях была допущена важная ошибка: ученые сравнивали между собой детей из различных семей, поэтому найденные ими закономерности объяснялись не различиями между братьями и сестрами, а различиями между детьми из многодетных семей и семей с 1-2 детьми.
"Третьи и четвертые по счету дети рождаются в многодетных семьях, и условия воспитания в подобных семьях имеют ряд недостатков, которые впоследствии негативно сказываются на умственном развитии детей, - сообщил ученый. - В действительности, если взглянуть на большие семьи, то ребенок, родившийся четвертым, обладает примерно такими же умственными способностями, что и ребенок, родившийся первым. Но все эти дети не столь интеллектуально развиты, как дети из маленьких семей".
В исследовании были использованы данные 3000 семей, принимавших участие в американском национальном опросе, проводившемся в период с 1986 по 1998 год. Все дети, участвовавшие в исследовании, проходили тесты на интеллект. Тесты включали задания по математике и два задания по чтению - на способность прочитать текст и понять смысл написанного. По результатам тестов, ученые сравнили умственные способности детей из одной семьи, на момент когда они достигали 7-8 лет и 13-14 лет.
В качестве показателя, определяющего различия между семьями, был выбран возраст женщины на момент рождения первого ребенка. По словам Вичмэна, женщины, родившие первого ребенка в более раннем возрасте, как правило, менее образованы, имеют более низкий доход и другие факторы, отрицательно влияющие на интеллект детей.
После того, как исследователи учли возраст матерей на момент рождения первого ребенка, выяснилось, что в семьях, где этот показатель был одинаковым, все дети имели примерно равные умственные способности. Аналогичные данные были получены и в случае, когда в качестве управляющей переменной был выбран размер семьи. "Нет никаких доказательств существования взаимосвязи между порядком рождения и умственными способностями детей в пределах семьи. На самом деле важен не порядок рождения, а ситуация в семье и генетические особенности", - заключил Вичмэн.
Кроме того, женщинам в рождении умного ребенка может помочь рыбная диета. У женщин, в период беременности употребляющих в пищу больше рыбы, содержащей жирные кислоты Омега-3, чаще рождаются умные и общительные дети, заявляют ученые. Кислота Омега-3 определяет умственные способности ребенка, мелкую моторику и моторно-зрительную координацию, а ее недостаток имеет следствием предрасположенность к асоциальному поведению, говорится в исследовании профессора Национального института здравоохранения в Мэриленде Джозефа Хиббельна. Омега-3 содержится в жирной рыбе типа лососевых. Об этом сообщает NEWSru.com.
По словам автора исследования Аарона Вичмэна, в предыдущих исследованиях была допущена важная ошибка: ученые сравнивали между собой детей из различных семей, поэтому найденные ими закономерности объяснялись не различиями между братьями и сестрами, а различиями между детьми из многодетных семей и семей с 1-2 детьми.
"Третьи и четвертые по счету дети рождаются в многодетных семьях, и условия воспитания в подобных семьях имеют ряд недостатков, которые впоследствии негативно сказываются на умственном развитии детей, - сообщил ученый. - В действительности, если взглянуть на большие семьи, то ребенок, родившийся четвертым, обладает примерно такими же умственными способностями, что и ребенок, родившийся первым. Но все эти дети не столь интеллектуально развиты, как дети из маленьких семей".
В исследовании были использованы данные 3000 семей, принимавших участие в американском национальном опросе, проводившемся в период с 1986 по 1998 год. Все дети, участвовавшие в исследовании, проходили тесты на интеллект. Тесты включали задания по математике и два задания по чтению - на способность прочитать текст и понять смысл написанного. По результатам тестов, ученые сравнили умственные способности детей из одной семьи, на момент когда они достигали 7-8 лет и 13-14 лет.
В качестве показателя, определяющего различия между семьями, был выбран возраст женщины на момент рождения первого ребенка. По словам Вичмэна, женщины, родившие первого ребенка в более раннем возрасте, как правило, менее образованы, имеют более низкий доход и другие факторы, отрицательно влияющие на интеллект детей.
После того, как исследователи учли возраст матерей на момент рождения первого ребенка, выяснилось, что в семьях, где этот показатель был одинаковым, все дети имели примерно равные умственные способности. Аналогичные данные были получены и в случае, когда в качестве управляющей переменной был выбран размер семьи. "Нет никаких доказательств существования взаимосвязи между порядком рождения и умственными способностями детей в пределах семьи. На самом деле важен не порядок рождения, а ситуация в семье и генетические особенности", - заключил Вичмэн.
Кроме того, женщинам в рождении умного ребенка может помочь рыбная диета. У женщин, в период беременности употребляющих в пищу больше рыбы, содержащей жирные кислоты Омега-3, чаще рождаются умные и общительные дети, заявляют ученые. Кислота Омега-3 определяет умственные способности ребенка, мелкую моторику и моторно-зрительную координацию, а ее недостаток имеет следствием предрасположенность к асоциальному поведению, говорится в исследовании профессора Национального института здравоохранения в Мэриленде Джозефа Хиббельна. Омега-3 содержится в жирной рыбе типа лососевых. Об этом сообщает NEWSru.com.
Julia aus Sibirien
25.11.2007, 00:42
Американские ученые доказали, что имя человека напрямую влияет на его судьбу.Инициалы человека оказывают определенное влияние на его успехи в учебе и спорте. К такому мнению пришли американские ученые, которые провели несколько исследований в области фоносемантики. Специалисты вывели прямую зависимость между жизненными неудачами и первыми буквами имен и фамилий и выявили «несчастливые» инициалы.
Лиф Нельсон из университета в Сан-Диего (штат Калифорния) и Джозеф Симмон из Йельского университета (г. Нью-Хейвен, Коннектикут) исследовали один из самых популярных видов спорта в США – бейсбол, сообщает Reuters.
Изучив данные о матчах высшей бейсбольной лиги за последние 93 года и проанализировав список из более чем 6 тыс. игроков, ученые обнаружили, что спортсмены, чьи имена начинались на К (означающую в бейсболе аут), выбивали в аут чаще других.
Похожая ситуация наблюдалась при изучении данных об успеваемости 15 тыс. студентов за 15-летний период. Оказалось, что студенты и школьники, у которых первой буквой имени или фамилии являются C или D (соответствуют оценкам «3» и «2»), показывают в учебе результаты хуже, нежели их одноклассники или сокурсники с другими инициалами.
Исследователи изучали только негативные случаи и выясняли, как часто при этом фигурируют те или иные первые буквы имен и фамилий.
«Те, у кого имена или фамилии начинались с C или D, учились хуже остальных», – констатировал Нельсон.
Ученые говорят, что пока не могут точно объяснить, с чем это связано, но считают, что причину следует искать в бессознательной реакции человека на свое имя.
Авторы исследования отметили, что считают проведенную ими работу скорее познавательной и призывают не воспринимать их выводы как абсолютную истину.
«Любой звук обладает подсознательным смыслом, это доказал еще американский психолог Чарльз Осгуд. Его последователи утверждают, что имена, которые даются нам при рождении (и которые мы постоянно слышим, что еще более важно), влияют на наш характер и в каком-то смысле на судьбу», – рассказала газете ВЗГЛЯД специалист в области фоносемантики Ирина Клюева.
По ее словам, на этом принципе построены популярные сайты, которые предлагают провести фоносемантический анализ имени, фамилии, прозвища.
«Кстати, учтите, что проверять лучше именно то имя, которое вы слышите чаще всего: не «Сергей Петрович», допустим, а «Серега», если большинство людей, с которыми вы поддерживаете контакты, называют вас именно так. Сайты с достаточно высокой степенью точности показывают, какие фоносемантические признаки (подчеркиваю, не личностные, потому что достаточно сильный и уверенный в себе человек может переломить любые обстоятельства) несет в себе имя.
Например, то же имя Сергей имеет ярко выраженные признаки: трусливый, маленький, низменный, короткий. А, допустим, Анатолий – хороший, безопасный, красивый, яркий, радостный и так далее», – пояснила эксперт.
Ежегодно тысячи человек решаются изменить имена или фамилии.
Из жителей стран СНГ особой решительностью отличаются граждане Украины, где каждый год имена меняют от 10 до 20 тыс. человек, причем порой это связано с политической обстановкой в стране: в 2006 году трое мужчин сменили свою фамилию на фамилию Ющенко, появились одна Юлия Тимошенко и один Янукович.
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в Управлении ЗАГС Москвы, за 10 месяцев этого года обрести новое имя пожелали более 5 тыс. человек.
http://www.thenameweb.com/imagenes/The-Name-Logo-con-halo-HQ.jpg
По мнению Ирины Клюевой, утверждение, будто инициалы определяют судьбу человека, достаточно спорное. «Можно говорить, что люди, чьи фамилии начинаются на первые буквы алфавита, вырастают более уверенными в себе, потому что в детстве их чаще спрашивают на уроках.
Но точно так же можно полагать, что по мере взросления у них проявляются психологические комплексы, связанные именно с тем, что они всегда были на виду. В конце концов, практика жизни опровергает любые подобные утверждения», – подчеркнула эксперт.
Лиф Нельсон из университета в Сан-Диего (штат Калифорния) и Джозеф Симмон из Йельского университета (г. Нью-Хейвен, Коннектикут) исследовали один из самых популярных видов спорта в США – бейсбол, сообщает Reuters.
Изучив данные о матчах высшей бейсбольной лиги за последние 93 года и проанализировав список из более чем 6 тыс. игроков, ученые обнаружили, что спортсмены, чьи имена начинались на К (означающую в бейсболе аут), выбивали в аут чаще других.
Похожая ситуация наблюдалась при изучении данных об успеваемости 15 тыс. студентов за 15-летний период. Оказалось, что студенты и школьники, у которых первой буквой имени или фамилии являются C или D (соответствуют оценкам «3» и «2»), показывают в учебе результаты хуже, нежели их одноклассники или сокурсники с другими инициалами.
Исследователи изучали только негативные случаи и выясняли, как часто при этом фигурируют те или иные первые буквы имен и фамилий.
«Те, у кого имена или фамилии начинались с C или D, учились хуже остальных», – констатировал Нельсон.
Ученые говорят, что пока не могут точно объяснить, с чем это связано, но считают, что причину следует искать в бессознательной реакции человека на свое имя.
Авторы исследования отметили, что считают проведенную ими работу скорее познавательной и призывают не воспринимать их выводы как абсолютную истину.
«Любой звук обладает подсознательным смыслом, это доказал еще американский психолог Чарльз Осгуд. Его последователи утверждают, что имена, которые даются нам при рождении (и которые мы постоянно слышим, что еще более важно), влияют на наш характер и в каком-то смысле на судьбу», – рассказала газете ВЗГЛЯД специалист в области фоносемантики Ирина Клюева.
По ее словам, на этом принципе построены популярные сайты, которые предлагают провести фоносемантический анализ имени, фамилии, прозвища.
«Кстати, учтите, что проверять лучше именно то имя, которое вы слышите чаще всего: не «Сергей Петрович», допустим, а «Серега», если большинство людей, с которыми вы поддерживаете контакты, называют вас именно так. Сайты с достаточно высокой степенью точности показывают, какие фоносемантические признаки (подчеркиваю, не личностные, потому что достаточно сильный и уверенный в себе человек может переломить любые обстоятельства) несет в себе имя.
Например, то же имя Сергей имеет ярко выраженные признаки: трусливый, маленький, низменный, короткий. А, допустим, Анатолий – хороший, безопасный, красивый, яркий, радостный и так далее», – пояснила эксперт.
Ежегодно тысячи человек решаются изменить имена или фамилии.
Из жителей стран СНГ особой решительностью отличаются граждане Украины, где каждый год имена меняют от 10 до 20 тыс. человек, причем порой это связано с политической обстановкой в стране: в 2006 году трое мужчин сменили свою фамилию на фамилию Ющенко, появились одна Юлия Тимошенко и один Янукович.
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в Управлении ЗАГС Москвы, за 10 месяцев этого года обрести новое имя пожелали более 5 тыс. человек.
http://www.thenameweb.com/imagenes/The-Name-Logo-con-halo-HQ.jpg
По мнению Ирины Клюевой, утверждение, будто инициалы определяют судьбу человека, достаточно спорное. «Можно говорить, что люди, чьи фамилии начинаются на первые буквы алфавита, вырастают более уверенными в себе, потому что в детстве их чаще спрашивают на уроках.
Но точно так же можно полагать, что по мере взросления у них проявляются психологические комплексы, связанные именно с тем, что они всегда были на виду. В конце концов, практика жизни опровергает любые подобные утверждения», – подчеркнула эксперт.