Еще недавно психологи считали одаренными только тех детей, которые ярко и быстро проявляли свой талант.
Им и предрекали великое будущее. Сегодня ученые куда более осторожны в оценках. Биографии великих людей убеждают, что талант не всегда заметен с первого взгляда, а из детей-вундеркиндов вырастали весьма заурядные взрослые. Можно ли на самом деле «зарыть» или «разбудить» талант? Об этом размышляют психологи Виктория Юрекевич и Вера Брофман.Тест на матрешках
«Вундеркиндами нередко считают так называемых «вербалистов», - объясняет ситуацию Вера Брофман. Вербализм - это отклонение в развитии, когда ребенок много и бойко говорит, но не умеет, что называется «работать руками», не может толком ни построить пирамидку, ни сложить матрешку. В каждом возрасте есть вид деятельности, без которого невозможно нормальное развитие. У дошкольников сначала это изучение предметов, потом - игра. По-взрослому сложная речь ребенка, которая нередко его родителям кажется проявлением исключительного ума, как ни парадоксально, может быть свидетельством отставания в развитии. Поэтому речь сама по себе отнюдь не признак особого интеллектуального дара, поясняет 3. Брофман.
Дрессированные дети
Еще одной разновидностью мнимой одаренности психологи считают «жертву родительских амбиций» - маленького эрудита, который любит читать энциклопедии больше, чем сказки. «Но отличить его от по-настоящему одаренного ребенка нетрудно, - утверждает Виктория Юркевич. Первый - эрудит, обладает знаниями и навыками, второй - умеет думать. Столкнувшись с неизвестной задачкой, первый, скорее всего, растеряется, второй - с азартом бросится искать решение. «Оптический обман», который мешает различать мнимый и настоящий талант, - не единственная ловушка, с которой сталкиваются исследователи одаренности. Почему исчезает то, что всеми принималось за божий дар?»
Интеллектуальные акселераты
Существует одаренность «ложная», которая не приносит реальных плодов», - поясняет Вера Брофман. - Одаренный ребенок обгоняет в умственном развитии своих сверстников. Но дети ведь и растут по-разному. Так же неравномерно порой формируются и интеллектуальные способности. В своем умственном развитии любой ребенок проходит ряд периодов. Это отрезки времени, когда он особо предрасположен к освоению определенного навыка. В полтора года малыш учится ходить, в два - говорить, в пять начинает понимать смысл прочитанных слов. И если в этот период ребенок не может двигаться или слышать человеческую речь, - потери невосполнимы. Так легко научиться этому ему больше не будет дано никогда. Способности детей, которых считают одаренными, связаны с ускоренным развитием их интеллекта, считают психологи. А что происходит потом? Не исключено, что через несколько лет несостоявшегося вундеркинда легко догонят в развитии его ровесники.
Спящие звезды
Наконец, ученые бьются еще над одной загадкой, - как не просмотреть дремлющий талант. Ведь истории известен не один случай, когда из неприметного школьника вырастает блестящий ученый или всемирно известный писатель. На свете куда больше одаренных детей, чем думают взрослые, убеждена Виктория Юркевич. Но достоинства интеллекта многих так и остаются неузнанными. «Бездарность почти всегда - неудача воспитания. Каждый ребенок рождается со своими способностями, которые можно развить выше среднего», - считает она. Как же помочь развиться природному дару? Ученые называют несколько условий.
Питательная Среда
Один из способов - создать благоприятную среду. В нервной системе маленьких детей есть особое вещество, так называемый фактор роста нервных тканей. Он определяет, сколько новых нервных клеток появится в организме, как они будут развиваться. Это вещество обеспечивает пластичность центральной нервной системы - то есть ее способность изменять свои характеристики под влиянием среды. Сделав эту среду более сложной или, напротив, предельно ее упростив, можно заметно изменить и строение центральной нервной системы. Обедненная среда не только лишает ребенка пищи для исследований. В крайних случаях она приводит к необратимым последствиям. Если бы человек рос в полной темноте и тишине, в пустой и тесной комнате, то изменилось бы само строение его мозга, утверждают ученые. Постепенно разрушаются зрительный и слуховой центры, становятся более простыми клетки мозга. В богатой и разнообразной среде растут настоящие исследователи - активные, настойчивые, любопытные. В этом случае даже кора головного мозга становится толще, а ее клетки - крупнее. Но развитие одаренности не скрывало бы для ученых столько тайн, если бы на вопрос «Как не закопать талант?» можно было ответить: «Создайте ему условия». Увы, это не так...
Вкусные мысли
«Познавательные способности можно и нужно развивать - объясняет Вера Брофман. Поэтому малышу необходимо каждый раз давать чуть более сложную задачу. Чтобы не было слишком тяжело, но и - не скучно». Одаренным детям нравится «напрягать мозги». Они придумывают себе задачки там, где другим все кажется ясным. Если они задают вопрос, то не для того, чтобы получить от кого-то готовый ответ, а чтобы разобраться самому. При этом им важно не только узнавать, но и действовать, создавать. «Страсть к познанию - главная потребность одаренного ребенка независимо от возраста, темперамента, характера, интересов», - утверждает Виктория Юркевич. «Научить ребенка читать в два с половиной года можно, - продолжает мысль коллеги Вера Брофман. - Получать удовольствие от интересной книги куда сложнее. Для этого нужно иметь развитый «вкус к познанию». Но, как и речь, любовь к книге - сама по себе еще не показатель особых умственных способностей. Чтение ведь может быть лишь коллекционированием чужих мыслей. А одаренным важно придумывать самим».
Принцип пряника
«Интеллектуально одаренный ребенок - это перпетуум мобиле. Он всюду проникает, все трогает, постоянно задает непраздные вопросы. У одаренных другая активность. Они переполнены своим открытием мира», - говорит Вера Брофман. «Способности развиваются из задатков при одном обязательном условии, - уточняет мнение коллеги Виктория Юркевич. - Ребенку должно нравиться то, что он делает. Есть эта радость от решения сложных задачек - задатки развиваются, нет - умирают». Это не значит, что перед таким ребенком не будут возникать трудности, продолжает психолог, но ему должно нравиться их решать. Как же помочь ребенку почувствовать «вкус к мысли»? А он уже заложен природой, говорят психологи. Любой здоровый ребенок рождается с огромным интересом к миру, где каждый шаг становится открытием. Главное - не отбить у него жажду исследований.
Быть сильным
Авторитарные родители навязывают ребенку раз и навсегда заданный образ действия. Такая среда убивает талант. Чтобы состояться вопреки ней, требуется сильный характер. Впрочем, как подчеркивают психологи, он очень необходим всем одаренным... «Вы даже не представляете, лишь потому, что людям не хватило сил пробиться и заявить о себе одаренность может не проявиться», - говорит Виктория Юркевич. Но никуда она не исчезает, поясняет психолог. Талант, способность быстро и хорошо думать остается. Одаренным детям в детстве все слишком легко давалось. Многие из них не приучены к напряженному труду. У них нет желания предъявить свой талант миру. «Умение воплотить идею в жизнь зависит от мотивации, а она выше у обычных детей. Это социальный интеллект, честолюбие, жажда власти, что угодно, только не интеллектуальная одаренность», - поддерживает коллегу Вера Брофман. В человеческом сообществе примерно 15% одаренных, продолжает она. А тех, кто способен принимать решение и брать на себя ответственность - всего 2-3%. Когда сила характера совпадает с интеллектуальным даром, появляются люди, изменяющие лицо мира...
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Роберт Туйкин
директор тренинговой компании «Вершитель»
«Одаренный» - получивший дар. Мы все получили дары от рождения - способности воспринимать, чувствовать, созидать и т.п. Вопрос в том, насколько этими дарами в полной мере мы пользуемся.
Амбиции родителей и ожидание одаренности
Родители ищут и жаждут одаренности своих детей, частенько потому, что им кажется - если их малыш одарен - значит, они состоялись как родители. В таких случаях требования одаренности, замаскированные под «желание порадовать родителей», перестают быть в радость и становятся обязанностями. Единожды покоренная вершина - и ребенок обязан быть на заданной высоте. Отсюда и страх неудачи, и отказ что-либо делать.
Проверяем на одаренность
Тесты, внешние оценки, идеи все довести до «логического» завершения - это слишком большая приверженность результатам, которая опасна тем, что у ребенка нет права на ошибку, иначе под сомнением окажется одаренность.
Кто распознает таланты
Легко заметить академические таланты - математические, лингвистические и т.п., а способности, например, к общению, скорее, будут мешать привычному ходу вещей, и «гаситься» под разными предлогами. А ведь и в шаржах на учителей может скрываться талант...
Комфорт для взрослых
Одаренность - это нестандартность, творчество, яркость, свободомыслие, любопытство, бунтарство. Все ли это удобно для родителей, воспитателей, педагогов? Или комфортнее с послушными? Представьте себе школьный класс, в котором каждый ребенок - одаренный с общепризнанной точки зрения! Есть ли сегодня такие педагоги, которые способны были бы развивать далее в этих детях гениальные способности, учитывая таланты каждого?
Почем сегодня одаренность?
Во взрослом состоянии люди часто не могут найти адекватное применение своим талантам в обществе. А есть способности, которые пока не востребованы вообще, применения которым еще не придумали.
На мой взгляд, пора перестать искать одаренность, поскольку это своего рода оценка и сравнение с кем-то, а идеи подтверждения одаренности опасны. Давайте признаем, что в нас все уже есть, расслабимся и будем, наконец, радоваться и получать удовольствие от процессов. Талант всегда себя проявит, надо только разрешить ребенку (и себе) идти своим путем.