Часто родителям в школе приходится слышать жестокие фразы учителей - мол, ваш ребенок неспособный, бездарный, из него ничего не выйдет! Да и сами родители приходят к такому выводу, безуспешно пытаясь засадить свое чадо за уроки или просматривая дневник с двойками и замечаниями.
Увы, но часто родители ставят крест на своем ребенке и судят о нем на основе школьных оценок. Ведь в нашей системе образования признается только один вид таланта или интеллекта - способность читать, запоминать и оперировать информацией.Самый известный и признаваемый талант заключается в природной способности с интересом читать и понимать слова, умении красиво рассказывать о познанном. Это важный дар, потому что в основном именно так люди собирают информацию и делятся ею. Смог прочитать, красиво написать и правильно пересказать - получай «отлично», не смог - значит, ты лентяй и двоечник. Примерно так рассуждают учителя.
Какие бывают способности?
Если ваш ребенок с легкостью оперирует цифрами, а математика и бухгалтерия для него - живой мир, то, безусловно, у него цифровой талант.
Может быть, у малыша пространственный талант? Он присущ многим творческим людям - художникам и дизайнерам. В школе такие дети прекрасно рисуют и чертят, но могут ужасно писать и считать, получая двойки. В результате родители и они сами перестают ценить свой талант и не развивают его.
В чем проявляется физический талант? В умении владеть своим телом. Этот талант востребован не только в спорте, балете, хореографии, но и в механике, строительстве, домашнем хозяйстве, любом ручном труде. Такие люди с трудом учатся через чтение, но хорошо понимают и запоминают, один раз увидев и попробовав.
Личностный талант. Его еще называют эмоциональным. Этот вид интеллекта отвечает за контроль над тем, что мы сами себе говорим. Умение учиться на своих ошибках, извлекать пользу из неудач также относится к этому виду таланта.
Межличностный талант. Его можно найти в детях, которые легко и непринужденно общаются с любым человеком. В будущем такие люди наделены особым очарованием - к ним, как к магниту, тянутся окружающие, с ними хотят общаться.
Дорогой, у нас вундеркинд!
Утверждение о том, что все дети гениальны или, по крайней мере, очень талантливы, давно слышим от педиатров, педагогов, руководителей спортивных и художественных студий. Но каким же талантливым родителем должен быть взрослый, чтобы вовремя заметить и бережно выпестовать таланты и способности своего чада!
Нужно уметь замечать признаки одаренности, а это не так просто. Музыкально одаренный ребенок необязательно будет постоянно петь, а заложенные от природы способности к математике вовсе не выражаются в пристрастии к счету. С точки зрения психологии, одаренность имеет как бы два значения - общие умственно-духовные способности и конкретные таланты. Общие способности ученые расшифровывают так: умение обобщать, рассуждать на отвлеченные темы, решать проблемы и учиться на собственном опыте.
Чувство юмора - хороший признак
Несомненный признак одаренности - раннее развитие речи. Особенно если ребенок почти сразу переходит от отдельных слов к простейшим предложениям. У таких детей и запас слов богаче, и речь выразительнее, они инстинктивно чувствуют оттенки и нюансы слова. Предложения у них длиннее и логичнее выстроены.
Талант останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Он проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.
Не менее важен интерес родителей к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с прохладцей, у ребенка тоже пропадает интерес.
Как вести себя с одаренным ребенком?
- учитывать его индивидуальность;
- все время ободрять его;
- тактично обращаться с ним;
- спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша, учить его владеть эмоциями;
- попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает;
- как можно больше уделять внимания физической активности ребенка;
- следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки;
- не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет»;
- считать себя самым счастливым из родителей!
НЕЛЬЗЯ:
- чрезмерно опекать или, наоборот, не помогать ни в чем;
- не понимать проблем малыша или, наоборот, искусственно расширять их до бесконечности;
- любыми способами замедлять развитие или, наоборот, ускорять его так, что это будет не по силам ребенку;
- культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками;
- наказывать за любознательность или, наоборот, настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом;
- все время приземлять его или, наоборот, считать недосягаемым для всех;
- воспитывать как самого обычного ребенка или, наоборот, создавать «мимозные» условия для жизни.
ТЕСТ
Есть ли способности у вашего наследника?
Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые распознаются в самом раннем возрасте, а долг родителей - заметить и развить скрытые способности и задатки.
1. Ваш ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста:
- самостоятельно - 7 очков,
- с помощью кого-то - 5 очков.
2. Читает много книг, причем быстро - 2 очка.
3. Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении - 1 очко.
4. Сам или с чьей-то помощью заинтересовался словарями или энциклопедиями - 2 очка.
5. Занимается за закрытыми дверями, а друзья у него, как правило, старше - 2 очка.
6. Предпочитает беседовать со старшими как с равными - 2 очка.
7. Задает много разных каверзных вопросов, ставя подчас взрослых в тупик - 2 очка.
8. У него готовы ответы даже, казалось бы, на самые неожиданные вопросы - 1 очко.
9. Иногда рассеян, но всегда умеет сделать удивительно находчивое обобщение (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной передачи или наблюдая за чем-то) - 2 очка.
10. С удовольствием вступает в беседу об окружающем нас мире, дает свою оценку явлениям - 1 очко.
11. Со скукой относится к однообразным, ставшим привычными делам - мытью полов, посуды, выполнению учебных заданий, не требующих больших усилий - 1 очко.
12. Весьма чувствителен к любой несправедливости, если даже это его не касается лично - 2 очка.
13. Любит шутить, имеет чувство юмора - 2 очка.
14. Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины - 2 очка.
15. Любит сложные игры (шахматы и другие), требующие определенной смекалки - 2 очка.
16. В раннем возрасте интересуется тем, что изучают старшеклассники - 1 очко.
17. Предпочитает разнообразные занятия, причем хочет делать все самостоятельно - 2 очка.
18. Его занимает Вселенная, он интересуется вопросами мироздания и т. п. - 2 очка.
19. В школе учится без особых усилий, быстро схватывает материал и имеет обо всем свое мнение - 2 очка.
20. Очень развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства, окружающей среды, во всем ищет гармонию - 2 очка.
Подсчитайте очки
Меньше 10 пунктов - у вас обычный ребенок, но не исключено, что вы сможете развить в нем определенные способности. Главное - будьте внимательны и не прозевайте его таланты.
Если вы набрали 11-15 пунктов - это говорит о том, что ваш ребенок обладает определенными способностями, следовательно, вам надо позаботиться о том, чтобы организовать его обучение в правильном направлении.
Свыше 15 пунктов - бесспорно, у вас в семье есть вундеркинд!