Детским школам искусств вернут серьезный статус | |
Депутаты трех фракций Госдумы предлагают наделить особым статусом детские школы искусств. Также они предлагают закрепить дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства в качестве самостоятельных. Законопроект предложили депутаты от фракций «Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия». Предлагается наделить школы искусств статусом учреждений «дополнительного предпрофессионального образования детей», реализующих дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства. Помимо этого, по мнению законодателей, необходимо пересмотреть образовательные программы в области искусства, сроки обучения по ним и ввести обязательную итоговую аттестацию обучающихся. Также, для повышения качества образования в подобных учреждениях, авторы проекта предлагают предусмотреть возможность целевых взносов родителей «обучающихся в фонд материального обеспечения образовательного учреждения». Действующее законодательство приравнивает школы искусств к кружкам и студиям при домах культуры. Поможет ли новый законопроект детским школам искусств вернуть традиционную, исторически оправдавшую себя систему поиска талантливых детей? Вернет ли серьезный статус соответствующую финансовую поддержку детским школам искусств, а значит, и возможность творить гениев? Первое чтение законопроекта планируется в марте следующего года, до этого времени законодатели ждут ваших мнений и предложений. | Учительская Газета |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - законопроект) направлен на закрепление правового статуса и основ функционирования детских школ искусств и на совершенствование государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства.
Законопроект имеет своей целью сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в области искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1244-р.
Детские школы искусств (далее - ДШИ) выполняют особую функцию в уникальной отечественной системе образования в области искусства, являясь основой ранней профессионализации детей, обладающих творческими способностями. Они реализуют особые образовательные программы - дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства.
Вместе с тем в существующем правовом поле не закреплены указанные программы и не нашли должного места сами ДШИ. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233, такие образовательные учреждения уравниваются в системе дополнительного образования детей с кружками, студиями, секциями при Домах культуры или народного творчества, станциями юных натуралистов и т.д., что не соответствует их реальному статусу и значению.
Согласно названному Типовому положению деятельность учреждений дополнительного образования детей целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т. д.).
В отличие от кружков, творческих студий, секций, а также общеобразовательных школ, которые реализуют программы общеэстетического развития подрастающего поколения, перед ДШИ на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи. Традиционно сложилось, что основная цель ДШИ - выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют свыше 17000 учреждений дополнительного образования детей. ДШИ составляют одну треть от этого числа. В деятельности ДШИ намечаются тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке кадров и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т. д. Такая ситуация, вызванная отсутствием надлежащего законодательного регулирования статуса и функционирования ДШИ, не может болезненно не сказаться на всей вертикали отраслевого образования в области культуры и общекультурной ситуации в стране в целом.
Предотвратить обозначившиеся в последние годы негативные тенденции должно законодательное урегулирование статуса ДШИ и закрепление мер государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства.
В законопроекте предлагается:
- закрепить дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства в качестве самостоятельных образовательных программ, реализуемых в Российской Федерации наряду с общеобразовательными и профессиональными;
- предусмотреть федеральные государственные требования к структуре, минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства и срокам обучения по этим образовательным программам;
- выделить среди учреждений дополнительного образования детей особый вид - учреждения дополнительного предпрофессионального образования детей, реализующие дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства (детские школы искусств);
- предусмотреть обязательную итоговую аттестацию обучающихся, которой завершается освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, и выдачу свидетельства об освоении соответствующих образовательных программ по установленной форме;
- предусмотреть как меру, направленную на обеспечение образовательного процесса и повышение качества образования, возможность целевых взносов родителей (законных представителей) обучающихся в фонд материального обеспечения образовательного учреждения;
- определить учебную нагрузку педагогических работников детских школ искусств, а также такой исключительно важной и необходимой для образовательного процесса в детских школах искусств категории работников, как концертмейстеры, за ставку заработной платы в объеме 18 часов в неделю.
В связи с тем что ДШИ функционируют на муниципальном уровне в разных субъектах Российской Федерации и нуждаются в государственной поддержке, законопроект предполагает внесение взаимосвязанных изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Предполагается расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения в целях развития системы художественного образования и эстетического воспитания граждан государственной поддержки реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации указанных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих указанные образовательные программы, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Это серьезная мера государственной поддержки, которая позволит обеспечить функционирование разветвленной сети ДШИ в нашей стране и повысить качество обучения в них.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Реализация Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения в целях развития системы художественного образования и эстетического воспитания граждан государственной поддержки реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации указанных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих указанные образовательные программы, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Это позволит обеспечить государственную поддержку детских школ искусств и улучшить качество обучения в них.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно должны рассчитать конкретный размер указанных субвенций местным бюджетам, исходя из величины средних затрат на обучение детей в детских школах искусств на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
_________________________________________________________________
ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» признавать утратившими силу, приостанавливать или вносить изменения в законы Российской Федерации, федеральные законы не требуется.
Принятие названного Федерального закона потребует принятия типового положения об учреждениях дополнительного предпрофессионального образования детей, реализующих дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства, а также внесения изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233.
_________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2010 года
Протокол № 79-3.1
О проекте федерального закона № 405289-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
(в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств)
(внесен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Журовой С.С., Ивлиевым Г.П., Драпеко Е.Г., Степановой З.М., Тягуновым А.А., Кущевым В.М., Расторгуевым Н.В., Новиковым Д.Г., Булаевым Н.И., Кузьмичевой Е.И.)
1. Признать указанный законопроект внесенным в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пунктом «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы.
2. Ввести комментарий к наименованию указанного законопроекта следующего содержания: «в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств».
3. Внести указанный законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.
4. Предложить Совету Государственной Думы назначить ответственным по указанному законопроекту Комитет Государственной Думы по образованию.
5. Просить Совет Государственной Думы направить проект федерального закона № 405289-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Президенту Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательным (представительным) и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, замечаний и предложений, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
6. Просить Совет Государственной Думы включить вопрос о рассмотрении данного законопроекта в первом чтении в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2011 года (март), установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении - март 2011 года.
Председатель Комитета Г.БАЛЫХИН
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - законопроект) направлен на закрепление правового статуса и основ функционирования детских школ искусств и на совершенствование государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства.
Законопроект имеет своей целью сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в области искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1244-р.
Детские школы искусств (далее - ДШИ) выполняют особую функцию в уникальной отечественной системе образования в области искусства, являясь основой ранней профессионализации детей, обладающих творческими способностями. Они реализуют особые образовательные программы - дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства.
Вместе с тем в существующем правовом поле не закреплены указанные программы и не нашли должного места сами ДШИ. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233, такие образовательные учреждения уравниваются в системе дополнительного образования детей с кружками, студиями, секциями при Домах культуры или народного творчества, станциями юных натуралистов и т.д., что не соответствует их реальному статусу и значению.
Согласно названному Типовому положению деятельность учреждений дополнительного образования детей целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т. д.).
В отличие от кружков, творческих студий, секций, а также общеобразовательных школ, которые реализуют программы общеэстетического развития подрастающего поколения, перед ДШИ на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи. Традиционно сложилось, что основная цель ДШИ - выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют свыше 17000 учреждений дополнительного образования детей. ДШИ составляют одну треть от этого числа. В деятельности ДШИ намечаются тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке кадров и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т. д. Такая ситуация, вызванная отсутствием надлежащего законодательного регулирования статуса и функционирования ДШИ, не может болезненно не сказаться на всей вертикали отраслевого образования в области культуры и общекультурной ситуации в стране в целом.
Предотвратить обозначившиеся в последние годы негативные тенденции должно законодательное урегулирование статуса ДШИ и закрепление мер государственной поддержки дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства.
В законопроекте предлагается:
- закрепить дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства в качестве самостоятельных образовательных программ, реализуемых в Российской Федерации наряду с общеобразовательными и профессиональными;
- предусмотреть федеральные государственные требования к структуре, минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства и срокам обучения по этим образовательным программам;
- выделить среди учреждений дополнительного образования детей особый вид - учреждения дополнительного предпрофессионального образования детей, реализующие дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства (детские школы искусств);
- предусмотреть обязательную итоговую аттестацию обучающихся, которой завершается освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства, и выдачу свидетельства об освоении соответствующих образовательных программ по установленной форме;
- предусмотреть как меру, направленную на обеспечение образовательного процесса и повышение качества образования, возможность целевых взносов родителей (законных представителей) обучающихся в фонд материального обеспечения образовательного учреждения;
- определить учебную нагрузку педагогических работников детских школ искусств, а также такой исключительно важной и необходимой для образовательного процесса в детских школах искусств категории работников, как концертмейстеры, за ставку заработной платы в объеме 18 часов в неделю.
В связи с тем что ДШИ функционируют на муниципальном уровне в разных субъектах Российской Федерации и нуждаются в государственной поддержке, законопроект предполагает внесение взаимосвязанных изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Предполагается расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения в целях развития системы художественного образования и эстетического воспитания граждан государственной поддержки реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации указанных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих указанные образовательные программы, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Это серьезная мера государственной поддержки, которая позволит обеспечить функционирование разветвленной сети ДШИ в нашей стране и повысить качество обучения в них.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Реализация Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения в целях развития системы художественного образования и эстетического воспитания граждан государственной поддержки реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации указанных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих указанные образовательные программы, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Это позволит обеспечить государственную поддержку детских школ искусств и улучшить качество обучения в них.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно должны рассчитать конкретный размер указанных субвенций местным бюджетам, исходя из величины средних затрат на обучение детей в детских школах искусств на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
_________________________________________________________________
ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» признавать утратившими силу, приостанавливать или вносить изменения в законы Российской Федерации, федеральные законы не требуется.
Принятие названного Федерального закона потребует принятия типового положения об учреждениях дополнительного предпрофессионального образования детей, реализующих дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства, а также внесения изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 233.
_________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2010 года
Протокол № 79-3.1
О проекте федерального закона № 405289-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
(в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств)
(внесен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Журовой С.С., Ивлиевым Г.П., Драпеко Е.Г., Степановой З.М., Тягуновым А.А., Кущевым В.М., Расторгуевым Н.В., Новиковым Д.Г., Булаевым Н.И., Кузьмичевой Е.И.)
1. Признать указанный законопроект внесенным в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пунктом «д» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы.
2. Ввести комментарий к наименованию указанного законопроекта следующего содержания: «в части закрепления правового статуса и основ функционирования детских школ искусств».
3. Внести указанный законопроект и материалы к нему на рассмотрение Совета Государственной Думы.
4. Предложить Совету Государственной Думы назначить ответственным по указанному законопроекту Комитет Государственной Думы по образованию.
5. Просить Совет Государственной Думы направить проект федерального закона № 405289-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Президенту Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательным (представительным) и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, замечаний и предложений, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
6. Просить Совет Государственной Думы включить вопрос о рассмотрении данного законопроекта в первом чтении в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2011 года (март), установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении - март 2011 года.
Председатель Комитета Г.БАЛЫХИН